Духоподъёмность красоты

Опубликовано AlaVita 28.11.2024

Суть для ленивых: красота поднимает дух (не только внешняя), вдохновляет на подвиги или хотя бы придаёт сил преодолевать жизненные трудности. Поэтому имеет полноправное место в художественных произведениях.

А теперь длинно, включая связь внешности с внутренностями.

Изначально этот пост планировался как сравнение старых идеалов с новыми на примере сериалов про Супермена разных годов, но там не было вывода, а теперь он вроде как наклюнулся.

Disclaimer — ну такие мне сейчас дают переводы, про художественные ценности этих историй умолчим, посмотрим, что, как и почему иллюстрируется. Тут налицо характерные черты, какое кино не сравни, тот же Стар Трек старый с новым, например — все старые идеалы развенчиваются, даже деньги ввели!

Немного о красоте и уродстве на примере нового и старого Суперменов сериальных. Чисто ради примера со сравнения и начнём:

Старый супермен («Тайны Смолвиля»)

Том Уэллинг в роли Супермена

Новый Супермен («Супермен и Лоис»)

Тайлер Хэклин в роли Супермена

Старая Лоис

Эрика Дюранс в роли Лоис Лейн

Новая Лоис

Битси Таллок в роли Лоис Лейн

При этом, при полном отсутствии реального восхищения данными поделками голливуда, старого я смотрю с удовольствием, а новго — с зубовным скрежетом. Почему?

1) В первом приключения героя, которому всё по плечу. Во втором — сплошная семейная драма и ангст на грани фэйла.

2) В первом герои красивые! Во втором косоглазые, оба!

3) В первом воспевается благородное применение силы. Во втором Лоис отрезали сиськи (символ женской силы), а Супермену вставили стариковское сердце, из-за чего его сверх-способности натурально начали увядать.

Ну то есть, я думаю, Супермен в первую очередь взлетел потому, что герой был способен на всё (та самая компенсация собственного бессилия для зрителей). А во свежем сериале его именно в этом и кастрируют, чтобы «приблизить к народу», насколько я полагаю. Где логика сценаристов, я не знаю, но так повсюду. Светлое нынче не в моде. И всё же!

Помимо внешней красоты (хотя и не без мелких дефектов наподобие очень слабого подбородка), у Тома Уэллинга просто охрененная осанка, причём если посмотреть его более новые роли, где он уже седой, она такая и осталась, т.е. это как бы имманентное свойство человека, который актёр, и оно у него практически выпирает (грудь колесом), что является одним из очевидных признаков высоты духа (тут про это писала а ещё про осанку как зеркало сознания тут). И очень подходит Супермену, чья сила превосходит всех людей, да и моральные качества по канону на высшем уровне (за вычетом постоянного вранья окружающим).

Как Уэллинг её там держит, я не знаю, понятно, что это не благодаря борьбе с бесчисленными трудностями — либо повезло с воспитанием, либо душа такая пришла в этот мир сразу. Но могу сказать, что глядя на убедительность нового Супермена в роли заики-очкарика, имитирующего супер-неуверенность в себе для маскировки, просто не веришь, что это не приклеится, такая маска. Ты или Супермен или вошь подзаборная, если по психологическому реализму брать. Язык тела, который часто используется в реверс-инжиниринг, чтобы придать себе уверенности в разных тренингах.

И ещё у Тома глаза как будто светятся. В целом все актёры умеют зажигать лампочку, в частности, для фотосессий, и когда надо изобразить любовь в кино. Но у него она просто горит всегда. И это зажигает, греет.

Причём приглушить что первое, что второе, к счастью, практически не выходит (классический образ «нерда-очкарика», которым Супермен прикрывался по канону в обычной жизни несколько раз примерялся, но не налазил!).

Разумеется, красота не гарантирует моральных качеств, хотя мужчины, впечатлившись красоткой, часто приписывают все мысленные достоинства (да и наоборот случается). И злоупотребления бывают дамочками в виде искусственной красоты, но это уже из области спекуляций, мы же рассматриваем истинные красоты.

Да, и высота духа, выраженная в осанке — это свидетельствует вовсе не о каком-то благородстве, а может быть и злодею присуще, ибо это всего лишь признак твёрдой веры в себя.

Красивым с этим легче, конечно, потому что ими все восхищаются и все их одобряют. Красивая молодая девушка часто действительно довольно чиста ещё душой, потому что наслаждается собой и всеобщим восхищением, всё это на высоком уровне держится, пока не вступит «сексуальная свобода», а в бабу даже красотка превращается, когда теряет веру в себя и в мужчин, равно как и наоборот (тут про это писала). Если только второе, то в стерву и козла.

Кстати, тогда обычно красавицы и теряют привлекательность, обрастая либо некрасивыми «горькими» морщинами, либо жирком. Да и с красавцами подобное нередко бывает. В реальной жизни вообще часто. Но случается даже среди звёзд, которым есть, чем поддерживать веру в себя или хотя бы уверенность (чужим восхищением, которое по сути суррогат, но для опоры только на себя реально красоты недостаточно, тут надо дорасти личностно).

То есть, какая-то связь между внешностью и внутренностью всё же есть. Особенно если принять, что душа и есть тело. Высокому не надо пробивать себе путь сквозь толпу, вот он и добрее. Красивому не надо бороться за внимание, вот он и прямодушнее. И т.д. и т.п.

У кельтов было правило, что король не может быть увечным, полагаю потому, что нарушение целостности тела неизбежно сказывается на «балансировке» души, а хороший король должен быть благим, ведь страдалец думает только о себе (на других у него сил нет).

Так что есть определённая «сказочная» правда, а также художественное обоснование в том, чтобы героев делать красивыми, а злодеев ущербными, ведь что-то (генетическая память?) подсказывает нам, что красивый = здоровый, а здоровый всегда добрее, за вычетом издержек воспитания и среды. Злые же герои — ну… такое. Изврат, плохой  образец для подражания. Анафеме его! =))

Как минимум, согласитесь, эстетически (а художественное должно иметь эстетическую составляющую) на таких людей смотреть всё же приятнее, чем на непоймичто. Это в какой-то степени насыщает нашу душу, а когда они очень красивые да ещё и решительные, то и дух захватывает, да?

Точно так же как приятнее смотреть на красивый пейзаж в красочном закате, чем на бетонную унылость в серости дождливого дня.

Точно так же душа разворачивается, слыша прекрасную музыку (обычно это не рэп и даже не попса, да?).

Точно так же дух поднимается, видя красивые, правильные поступки, а не какой-то жалкий выживательный компроимис.

К сожалению, последнее чаще всего в кино. Или в книгах, чтобы вернуться к тематике сайта.

Но даже в кино этого мало сегодня, поэтому если есть хотя бы внешняя красота — уже какая-то пища для души. Хотя вот недавно смотрела фильм «Любовь Советского Союза» по наводке Макса Далина (он ему целую «поэму» в блоге посвятил), и сперва я его не поняла, а потом дошло — там всё красиво сделано, в том числе поступки, жесты. Всё такое, каким должно быть. Женщина вдохновляет, а мужчина (даже двое) ради неё совершают подвиг. И все трое на высоте духа, ничто их не жмёт, не парит — они жили ярко, по полной, и есть о чём рассказать.

Хотя внешне вопрос спорный

Ну вот лётчик по кадрам из фильма не особо фотогеничен, но презенс в роли у него именно такой, что захватывает дух. Актриса его вдохновляет, и у них очень красивая любовь. А потом он погибает и актрисы добивается писатель, причём она не понижает планку и он её берёт — творчеством своим. Тому же Максу Далину в итоге понравилась моя формулировка, что фильм про Вдохновение и Подвиг.

Причём действительно неважно, что в основе биографии реальных людей. Говорят, даже лётчик списан со вполне реального персонажа, который звучит как фантастический.

И они таки бывают. Я лично одного знала. Безвестного, увы. Зато личное знакомство вообще на годы вдохновляет.

Жалко, очень жалко, что в жизни мы видим мало правильных поступков — по большей части сплошные компромиссы, от которых ни у кого ничего не поднимается (я про дух конечно же и про вдохновение). Но когда на экране или в книге видишь именно это, ведь возникает же ощущение «правильно! так и надо!», причём, намного менее вариативное, чем виды воспитаний, то есть какое-то базовое ощущение в основе у всех лежит — где прямая дорога, придающая сил, а где окольная, их отбирающая (к теме предыдущего поста). По крайней мере до того момента, пока не включаются мозги и не начинают тебя пилить «а это же рискованно, а что люди скажут, а вдруг кому-то это причинит неудобства».

А когда я в реале такое увидела, то это было удивительное открытие: а что, так можно было? Чёрт, нафига же я раньше тушевалась заподлицо и делала как прилично/безрисково, а не как правильно? То есть понимаете, да? В книге / фильме воздействие слабее, конечно, человек не примеряет это на себя всерьёз, но хотя бы так!

В общем, мне кажется, несмотря на то, что идеалы сейчас сильно не в моде, что-то в нас всё равно на них откликается, вышибает слезу, просветляет душой, поэтому не стоит стесняться выписывать их в своих произведениях. Конечно, если у вас есть к тому тяга. Я например специально приглушала, стесняясь, что засмеют. А посмотрев на всё это решила — нефиг. При желании засмеять можно что угодно, и попытаться затоптать тоже. Но есть много таких людей, как я, которые скучают по этому красивому-высокому-светлому, а его нынче так мало… Поэтому буду дальше ориентироваться в своём творчестве так.

Поделиться с друзьями

Добавить комментарий